Куреш
Куреш причислен к разновидностям национальной спортивной борьбы тюркских народов. Как известно, куреш переводится как сватка на поясах. Необходимо упомянуть, что у башкир, чувашей и татарского народа борьба куреш представляет собой неотъемлемый составной компонент народных празднеств, среди которых Сабантуя, Джиена и Акатуя. Кроме того данная разновидность борьбы включена в перечень национальных спортивных дисциплин. При этом победителю всероссийских состязаний присваивается звание мастера спорта.
Достоверно до сих пор не выяснено, когда зародилась борьба куреш. Состязания по данной спортивной дисциплине организовывались на народных гуляниях, массовых торжествах, свадебных церемониях, в процессе крупных торгов. По сути, куреш представляет собой самостоятельную спортивную дисциплину, и еще методику физической подготовки.
В конце ХХ столетия Комил Юсупов, который считается одним из самых признанных борцов куреша, дзюдо и самбо, энергично призывает к возрождению национальной борьбы куреш. Спортсмен самостоятельно начал тщательно изучать узбекскую борьбу. Основная задача проведенной работы заключалась в разработке различных правил для данной борьбы. При этом разработанные правила обязаны были бы соответствовать существующим всемирным стандартам. Затем с легкой подачи Комила Юсупова, на протяжении 90-х годов минувшего столетия, энергично стали популяризировать эту борьбу на территории Узбекистана. Однако в различных регионах государства имелся свой собственный устав.
В конце весны 1999 года в столице Узбекистана прошел первоначальный мировой турнир по этому виду национальной борьбы.
Правда наиболее важным событием для данной спортивной дисциплины считается день 24 января 2003 года. Как известно, именно в этот день в ходе Ассамблеи Олимпийского Совета Азии национальную борьбу причислили к официальным разновидностям спорта, принадлежащей к этой континентальной организации. Благодаря этому удалось прибавить борьбу куреш в программу Азиатских Игр, которые являются континентальной версией Олимпиады.
Главной отличительной чертой этой национальной борьбы у чувашей и казахов считается тот факт, что схватка на поясах ведется при энергичном задействовании нижних конечностей. При этом у татарского народа, куреш не подразумевает борьбу ногами.